ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИДСКОГО РАЙОННОГО ЦКРОиР
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение регулирует порядок создания и функционирования социально-педагогической и психологической службы (далее — СППС) учреждения образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее — Учреждения).
2. В своей деятельности СППС Учреждения руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, настоящим Положением, положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения и его учредительными документами.
3. Общее руководство деятельностью СППС Учреждения осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИДСКОГО РАЙОННОГО ЦКРОиР
4. Целью деятельности СППС является социальная реабилитация обучающихся Учреждения, оптимизация образовательного, коррекционно-педагогического процессов для лиц с особенностями психофизического развития.
5. Основные задачи СППС Учреждения:
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;
- оказание психологической помощи обучающимся;
- оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи лицам с особенностями психофизического развития и их законным представителям.
6. Принципы деятельности СППС Учреждения:
- законность;
- уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
- добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
- доступность получения социально-педагогической и психологической помощи;
- конфиденциальность;
- научная обоснованность;
- профессионализм.
7. СППС Учреждения в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
- содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов обучающихся;
- изучение условий жизни и воспитания обучающихся в семье;
- выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
- информирование администрации учреждения, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов обучающихся и лицах, их допустивших;
- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
- участие в формировании у обучающихся навыков здорового образа жизни, безопасного поведения;
- изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, иных участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов обучающихся с особенностями психофизического развития и педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
- организация личностно ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся с особенностями психофизического развития;
- разработка и реализация индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
- участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
- участие в деятельности по социальной реабилитации обучающихся с особенностями психофизического развития;
- повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
- оказание социально-педагогической и психологической помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания;
- участие в анализе диагностической, образовательной, коррекционно-педагогической деятельности, работы по социальной реабилитации обучающихся, методической, консультативной, информационно-аналитической деятельности, осуществляемой учреждением;
- участие в организации работы объединений по интересам для обучающихся, их творческого потенциала обучающихся;
- изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально- педагогической и психологической помощи;
- разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся, защиты и охраны детства.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИДСКОГО РАЙОННОГО ЦКРОиР
8. Специалистами СППС Учреждения являются пeдaгoги социальные и педагоги-психологи.
Конкретные наименования и численность специалистов СППС определяются директором Учреждения в пределах общей штатной численности, определенной в установленном порядке на основе типовых штатов и нормативов численности работников или согласованной с вышестоящей организацией и финансовым органом штатной численности учреждения.
9. Деятельность СППС осуществляется на основе плана работы СППС Учреждения.
План работы СППС является разделом плана работы по социально-педагогической поддержке и психологической помощи Учреждения.
10. Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуются СППС Учреждения в соответствии с планом воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и индивидуальными планами защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
План воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатывается в установленном порядке учреждением, реализующим программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и утверждается его директором.
Индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
11. Объем, формы, продолжительность социально-педагогической и психологической помощи определяются специалистами СППС Учреждения с учетом возраста и особенностей психофизического развития обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
12. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.
13. СППС Учреждения оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним обучающимся с согласия и во взаимодействии с законными представителями обучающихся.
14. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.
15. График работы специалистов СППС определяется с учетом особенностей Учреждения и утверждается директором.
16. Документация СППС Учреждения включает:
- план работы СППС Учреждения на учебный год (раздел плана работы по социально-педагогической поддержке и психологической помощи);
- планы работы специалистов СППС Учреждения на месяц; аналитический отчет о работе СППС Учреждения за учебный, календарный год;
- графики работы специалистов СППС учреждения;
- социально-педагогическую характеристику учреждения;
- материалы по организации и оказанию помощи обучающимся (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, индивидуальные психодиагностические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);
- отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи обучающимся, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
- журнал учета консультаций участников образовательного процесса.
17. СППС Учреждения работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.
18. Деятельность СППС Учреждения по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами.
ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИДСКОГО РАЙОННОГО ЦКРОиР
19. СППС Учреждения в пределах своей компетенции имеет право:
- определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала учреждения, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
- направлять в установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов обучающихся и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
- посещать занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, семьи обучающихся с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
- вносить на рассмотрение директора учреждения в установленном порядке в комитеты и управления (отделы) образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, органы внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, защиты и охраны детства;
- обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи обучающимся.
20. Специалисты СППС Учреждения обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
- совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
- вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности.